четверг, 5 сентября 2013 г.

Как правильно читать учебные материалы

Почему хорошо работают разного рода тренинги, семинары, курсы? И почему так мало людей способны самостоятельно обучаться по книгам или видеокурсам?

Ответ простой: на тренингах материал выдаётся последовательно, в полном объёме, и после каждой лекции предлагается выполнить практическое задание. А потом это задание проверяется организаторами тренинга.

Эта схема действительно хорошо работает. Хотя ту же самую информацию (и также в ПОЛНОМ ОБЪЁМЕ) вы могли бы получить из книги или видеокурса. Так почему же, пройдя тренинг, вы получаете результат, а прочитав книгу - нет?

Да потому что книги большинство людей читают “по диагонали”, перескакивая целые куски текста и не вникая особо в содержание того, что всё-таки смогли прочитать. Так откуда же взяться результату?

И всё бы хорошо: тренинг, так тренинг. Однако есть одно НО! Как правило, хорошие тренинги стоят в десятки, а то и в сотни раз больше, чем книга, содержащая аналогичную информацию. И к тому же любой тренинг требует вашего личного присутствия в строго определённое время в строго определённом месте. А это не всегда удобно.

Так стоит ли мириться с этим неудобством и платить на порядок больше за ту же информацию?

Если вы безнадёжно ленивы, то да. Но если у вас есть хотя бы проблески здравого смысла и вы способны хотя бы немного контролировать свои действия, то НЕТ!!!

Потому что “если не видно разницы, то зачем платить больше”?

И я рекомендую вам пересмотреть своё отношение к книгам (и другим учебным материалам для самостоятельного изучения). Старайтесь читать их вдумчиво, не перескакивая с раздела на раздел. Сначала досконально разберитесь с одним разделом, и только после этого переходите к следующему. Ведь авторы книг не зря выбрали именно такой порядок разделов (разумеется, речь идёт о хороших авторах).

Если в разделе книги приводятся практические задания или примеры, то обязательно выполните их, прежде чем переходить к следующему разделу. Причём не просто выполните, а добейтесь результата. Пусть это будет слабый результат, но он должен быть! Иначе вы прочитали этот раздел зря!

Неукоснительно следуйте этим рекомендациям. Только так вы сможете получить желаемый результат! И никак по другому. Иначе вам в очередной раз придётся признать поражение и писать отрицательные отзывы на книгу и/или на автора. Но это - пустая трата времени. Потому что “ковыряние” в чужих недостатках никогда ни к чему не приводит. “Ковырять” надо только свои недостатки, и устранять их.

Ещё одно важное замечание: никогда не пытайтесь читать несколько книг одновременно. Например, до обеда - одну, а после обеда - другую. Даже если первую книгу до обеда вы дочитали до конца. Потому что прочитать книгу мало. Надо ещё осмыслить её содержание, подумать, как вы будете применять новые знания на практике и т.п.

Почему именно так? Это отдельная тема. Более подробно я рассмотрел эту тему в статье Многозадачность.

Зачем я написал эту статью? Да просто потому, что мне бы хотелось, чтобы читая мои книги, вы получали какой-то результат или хотя бы полезную информацию. Иначе зачем мне их писать?

Я благодарен тем читателям, которые заметили в моих книгах какие-то ошибки/опечатки. Но, к сожалению, таких единицы. Большая часть людей вообще не понимает, чего хочет. Поэтому большинство только читают заголовки или вообще скачивают книгу на компьютер и забывают о ней. Надеюсь, что вы не из таких. Потому что тогда бы вы даже не дочитали эту статью до конца…

СОВЕТ
Если у вас проблемы с мотивацией, умением концентрироваться на выполнении задачи и т.п., то рекомендую почитать книгу по личностному росту.

14 комментариев:

  1. Я раньше всегда читала по несколько книг одновременно, а потом в голове информация перепутывалась. Теперь буду следовать Вашей рекомендации не читать сразу несколько книг. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  2. У меня такой вопрос: нормально ли будет, если читать разные книги, но схожей тематики в случае, если одну дочитал до обеда, а вторую уже начал после него?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вообще это конечно же ваше дело. Я лишь даю рекомендации, опираясь на собственный опыт. В принципе, ответ на ваш вопрос есть в статье. Но, разумеется, в каждом конкретном случае можно поступать в соответствии с ситуацией. Например, книга, которую вы уже прочитали, не представляет для вас особого интереса. Тогда можно перейти сразу ко второй. Но, повторюсь, я этого делать не рекомендую. Потому что одна из главных проблем современного человека - это "каша" в голове от переизбытка информации. Так что лучше усвоить как следует одну "кашу", а только потом переходить к другой.

      Удалить
    2. Пожалуй, соглашусь с Вами.

      Удалить
    3. Добрый день, уважаемый Андрей Валерьевич!
      Ваша книга Компьютер для чайника скачалась успешно. За что вам большое спасибо. Проработаю, обязательно напишу вам.
      С уважением, военный пенсионер Танаков Ю.Н.

      Удалить
  3. позновательно

    ОтветитьУдалить
  4. Дорогой Андрей! Мне приятна Ваша забота о пользе чтения для пользователей. Со своей стороны заверяю, что не раз ещё вернусь к книге. А тороплюсь потому, что хотелось бы написать контрольную по "ЭВМ и периферийные устройства" за месяц. А вот книгу по личностному росту обязательно прочту (хотелось-то бы, чтобы сын прочёл). Ошибок (мне так показалось) больше в книге "как стать программистом", чем в "Компьютер для чайников", может ошибаюсь. А ещё мне подумалось, что Вы специально делаете некоторые неточности, чтобы стимулировать обмен информацией(?) Валентина.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Бывает, что и специально))) Но это редко. Поэтому, если обнаружите ошибки, то просьба сообщить. Что касается контрольных, то, быть может, что-то полезное найдёте здесь: http://av-mag.ru/written-test.htm. Это мои контрольные и курсовые времён учёбы в университете.

      Удалить
  5. Здравствуйте. У меня вам такой вопрос: Что вы посоветуйте людям, которым требуется использовать постоянно учебную литературу в качестве справочного материала?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здесь наверно каждый сам создаёт для себя методику, которая ему больше подходит. Я например, когда читаю бумажные книги, то беру лист бумаги, и делаю на нём краткие заметки с указанием страниц на материалы, которые мне по моему мнению пригодятся в дальнейшем. Если книга содержит много полезной информации, то иногда делаю конспекты - "выжимки" самой важной информации. Если книга электронная, то создаю обычный текстовый файл и также записываю туда краткие заметки с указанием страниц.

      Удалить
    2. Интересное совпадение. Я тоже не могу читать книги без простого карандаша. Читая книги, я отмечаю зацепившие меня предложения. И закончив книгу до конца, я перелистываю всю книгу и переписываю отмеченные места в отдельную тетрадь. Я даже назвал такую переписку как "Мысли в слух".

      Удалить
  6. Спасибо большое за книгу, собираюсь использовать ее в образовательных целях. Я преподаватель информатики - буду советовать Вашу книгу студентам. Еще раз спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень рад, что оказался полезен и преподавателям)))

      Удалить