понедельник, 2 сентября 2013 г.

Многозадачность

Что такое многозадачность? Говоря по простому, это когда человек пытается выполнять несколько задач одновременно. Например, одновременно говорить по мобильному телефону и вести машину.

В подавляющем большинстве случаев многозадачность - это плохо. И в этой статье я попытаюсь вам объяснить, почему.


Потери качества

Чтобы там кто ни говорил, многозадачность неизбежно приводит к потере качества выполнения задач. Это уже давно доказано. Именно поэтому ПДД запрещают разговаривать по мобильному телефону, когда вы управляете автомобилем (кстати, с 1-го сентября 2013 г. штраф за это повышается до 1500 рублей).

Хотя наверняка найдутся умники, которые скажут, что они постоянно говорят по телефону за рулём и при этом не совершили ни одной аварии. Этим умникам я отвечу следующее:

  1. Рано или поздно вы аварию совершите. Можно прогуляться по криминальному району ночью один раз. Два раза. А может быть и 100 раз. Но в конце концов вас ограбят или ещё чего хуже. Потому что вероятность быть ограбленным ночью в криминальном районе намного выше, чем вероятность быть ограбленным ночью в своём доме.
  2. Вы не попали в аварию, потому что другие водители были на чеку и вовремя увернулись от вашей машины. Я, например, избежал уже не один десяток аварий (хотя по ПДД был бы прав и мог бы не отворачивать и/или не тормозить). И при этом я уверен, что водители, которые не попали в ДТП благодаря мне, свято верят в то, что это они такие классные водилы - так круто успели проскочить.


Потери времени

Если с качеством более-менее понятно, то с потерями времени будут согласны не все. Как так? Ведь мы потому и пытаемся делать несколько дел одновременно, чтобы побольше успеть сделать этих самых дел.

Давайте посмотрим на рисунок.



Многозадачность

Здесь мы пытаемся выполнить две задачи одновременно. Однако, в большинстве случаев это невозможно. Поэтому мы прерываем выполнение задачи 1, выполняем задачу 2, а затем возвращаемся к задаче 1. Многим кажется, что так они экономят время. Например, дизайнер проектировал интерьер квартиры, затем прервался на консультации клиента (ответил на телефонный звонок), а затем вернулся к проектированию.

Но! Какое-то время ушло на прерывание задачи (например, надо сохранить файлы для верности или закрыть какие-то программы, чтобы коллега или начальник не подглядел, чем ты там занимаешься). И, самое главное, когда дизайнер прервался на выполнение задачи 2, то мысль ушла! Связь с Космосом прервалась. Человек вышел из потока мыслей. Поэтому, возвращаясь к выполнению задачи 2, человеку потребуется время для раскачки, то есть для того, чтобы вернуться в поток мыслей. Это может занять немало времени. Хуже, если это вообще не удастся сделать сегодня. Ещё хуже (и такое может быть!), если идеи, которые бурлили в голове дизайнера перед переключением на задачу 2, уже не вернутся никогда. И тогда придётся начинать всё чуть ли не с нуля.

Но даже если удастся вернуться в поток мыслей, то потери времени неизбежны. Именно поэтому создатели разных обучающих курсов просят вас закрыться в комнате и выключить телефон при изучении курса. Один телефонный звонок может вывести из равновесия так, что восстанавливаться потом придётся долго.

Да, пример несколько упрощённый. Но! Поверьте моему опыту! Это реально так. Особенно это касается людей творческих профессий, учёных, инженеров и т.п. Когда человек работает над сложным проектом, то его лучше не отвлекать по мелочам. Иначе времени на проектирование будет затрачено существенно больше, и качество также может пострадать.

Кстати - это нужно взять на заметку руководителям, которые любят дёргать своих подчинённых по 10 раз в день на выполнение каких-нибудь неожиданных поручений. Знайте, что таким образом вы снижаете производительность труда своих подчинённых. И никто, кроме вас, в этом не виноват.

При выполнении менее сложных работ (например, если вы работаете дворником), негативные последствия многозадачности проявляются меньше, но тоже имеют место быть. Наверняка вы прекрасно знаете, как тяжело втягиваться в работу после обеда)))


Резюме

Старайтесь планировать свой день (и день своих сотрудников, если вы руководитель) таким образом, чтобы исключить многозадачность или свести её к минимуму. Если у вас появился неожиданный перерыв в работе минут на 10...15, то не пытайтесь в это время что-то сделать “на благо компании”. Лучше отдохните, выпейте чаю, подумайте на тем, что вы делали до этого и как вы будете продолжать начатую работу. Поверьте, вашей компании от этого будет больше пользы.

Долой многозадачность! Оставим это “удовольствие” процессорам и операционным системам)))




Управление временем (тайм-менеджмент) - это фундамент, с которого надо начинать свое саморазвитие. Человека, использующего тайм-менеджмент, можно сравнить с лесорубом, который, перед тем как начать валить деревья, затачивает свой топор, чтобы каждый удар был максимально эффективен. Обучающий курс “Хозяин времени” содержит многолетний опыт автора по эффективному управлению своим временем. Подробнее...


3 комментария:

  1. да я согласна с этой статьей.Трудно сосредоточиться на одной работе,если одновременно делать другие дела.Теряется качество.

    ОтветитьУдалить
  2. В биографии Юлия Цезаря с восторгом упоминается, что он мог делать семь дел одновременно. Но чем это закончилось? Зарезали прямо на рабочем месте свои же подчиненные. Вот такой многозадачник-неудачник.

    ОтветитьУдалить